В канун праздника верующие пробираются по темным улицам к дверям терейро. (Раньше терейро называли дворик перед фазендой, где полагалось танцевать рабам; впоследствии терейро стали называть любое помещение, где устраивались религиозные народные праздники негритянского происхождения). Церемонию начинает «матерь всех святых». Она открывает дверь помещения, отведенного для божества Эксю, и зажигает свечи. Одна из «дочерей всех святых» (женщина, участвующая в таинствах) и один из Ога (мужчина, участвующий в таинствах) приводят черную козу. Верующие поверяют на ухо козе свои тайные желания, надеясь, что таким образом их услышит сам Эксю. «Матерь всех святых» запевает гимн. Вслед за этим убивают жертвенное животное.
Жертвоприношение совершают и другим божествам. Изображения божества (ориша) соответствуют христианским иконам. Святой Георгий, он же Огум (железное божество — владыка дорог), почитается главой, отцом церемонии. Вероятно, это видоизмененный образ нигерийского божества железа и войны Огуна. Ксанго — повелитель громов, он же святой Иероним, тоже почитается владыкой терейро. Очевидно, это видоизмененный образ нигерийского бога грозы Шанго. После песнопения божествам присутствующие начинают славить добродетели «старых негров», т. е. предков, негров-рабов. Перед праздником, во время поста, вся земля терейро бывает усеяна трубками, соломенными шляпами, ножами, принадлежавшими «старым неграм», и покрыта рисунками, выполненными мелом. «Матерь всех святых» впадает в транс и призывает «старых негров» посетить терейро. Молодые люди поют гимны, женщины до самого вечера готовят жертвоприношения. В сумерках «дочери» и верующие разносят блюда и горшки с жертвенными яствами.
Дары, предназначенные для Эксю, относятся на перекресток дорог; богу Агуну — на берег, Огуму-лесовику — в чащу, Ксанго — в каменоломни и т. д. Все эти церемонии совершаются втайне.
Праздник для друзей терейро начинается только с наступлением ночи. Присутствующие поют псалмы, а «дочери» исполняют оритас. И песни и танцы идут в заранее установленном порядке и сообразно степени родства богов между собой. Танцы продолжаются до самого обеда. Затем верующие рассаживаются вокруг огромных котлов, которые Ога заранее помещает посреди терейро, и каждый получает свою долю. Одни только мужчины имеют право вкушать козлятину, принесенную в жертву Эксю, женщины едят курицу «Помбы Сира».
С первыми проблесками зари праздник несколько стихает. Матери будят своих ребятишек, которые тем временем успели заснуть, а мужья заводят споры с женами, которые не желают уходить домой.
«Старые негры», которые «вселялись» в медиумов, «возносятся обратно на небеса», предварительно вволю наплясавшись, наевшись, накурившись, выпив и одарив всех своими советами.
И, наконец, звучит заключающая праздник песня.
Несмотря на запрещение, терейро весьма распространены в Бразилии. Корни терейро уходят в далекое прошлое бразильского народа, когда ритуальные танцы и песни были чуть ли не единственным средством сохранения традиций негров и индейцев.
Зора Брага приводит рассказ одного хозяина дома из Белемо (штат Пара), где совершались терейро. Этот рассказ как нельзя лучше раскрывает причины стойкости терейро и других народных праздников в Бразилии.
Бразилия — удивительная страна. Здесь в каждом городе есть необыкновенной красоты ...
В Бразилии довольно много не только по-настоящему крупных городов, где можно полюбоваться ...
Как известно Бразилия славится своей непревзойденной архитектурой, так как многие сооружения ...
Бразилия известна во всем мире не только своим футболом, самбой и великолепной природой. Здесь ...