Среди индейцев, населявших Бразилию, были распространены танцевальная музыка и военные песни, в которых прославлялись подвиги вождей. Уже первые миссионеры отмечали любовь и склонность бразильцев к музыке. В одном из документов XVI в. говорится, например, что «индейцы в общей своей массе очень музыкальны и любят танцы, особенно индейцы племени тамойо, которые отличаются своей способностью сочинять новые мотивы».
Француз Лери, посетивший Бразилию в 1556 г. и написавший книгу «История одного путешествия по Бразилии», приводит мелодии целого ряда индейских песен. Лери пишет, что однажды ему довелось слушать очень мелодичную песню. Эта песня в исполнении ’600 человек продолжалась около двух часов, причем она несколько раз прерывалась плясками
Музыка обрядовых, военных и охотничьих танцев и песен индейцев несомненно повлияла на характер народного музыкального творчества Бразилии. Еще больше повлияла на него негритянская музыка. В ней особенно интересны музыкальные инструменты, составляющие негритянский оркестр. Наиболее оригинальными инструментами этого оркестра были в первое время следующие: атабаке (atabaque) или тамбаке (tam-baque) — особый вид барабана с сильным трескучим звуком; канза (canza) — дудочка из тростника с отверстиями, забитая с обоих концов кусочками из того же материала.
Имелось еще матунго (matungo) — нечто вроде круглой деревянной чашки, утыканной тонкими железными стерженьками.
Барабан является и по сей день излюбленным инструментом бразильских негров. В первое время преобладала прямоугольная его форма, в дальнейшем же негры стали изготовлять барабаны самых различных форм и размеров. Так, например, выдалбливали внутри обрубок дерева, оставляя только тонкий слой древесины и*коры, а верхний его конец затягивали кожей. В такой барабан либо били палочками, либо же настукивали костяшками пальцев, сжатых в кулак. В Мараньяне получил распространение тамбор-онса (tambor-onga), т. е. «барабан-ягуар». Внутри такого барабана натягиваются волокна пальмы буритй. При игре по ним медленно, но с силой проводят рукой, обернутой хлопковой ватой. При этом инструмент издает очень сильный глухой звук, похожий на рык ягуара и слышный на далеком расстоянии. Обычно на таком барабане играют двое, комбинируя глухой звук струн из бурити со звуком вибрирующей кожи, натянутой сверху. По словам очевидцев, у слушателей кровь застывает в жилах прц звуках тамбор-онса. Довольно любопытен также инструмент, известный под названием урусинго (urucingo), происходящий из Анголы. Это музыкальный лук, стянутый крепкой струной, которую заставляют вибрировать при помощи особой палочки. Внизу к луку подвешена тонкостенная чашка, служащая своеобразным резонатором.
В оркестрах батукажёс (batucajes), сопровождающих негритянские праздники в Баие, важную роль наряду с тамбором, тамбаке и канза играет инструмент под названием шаке-шаке (xaque-xaque); он был завезен в Бразилию неграми-жежё и наго и представляет собой пустую тыкву, обтянутую сеткой из скрученных волокон; в узлах сетки помещаются крупные бусины. Шаке-шаке перебрасывают с одной руки на другую на манер бубна, при этом он издает громкий звук, напоминающий треск погремушки. Само название как бы воспроизводит его звучание.
Бразилия — удивительная страна. Здесь в каждом городе есть необыкновенной красоты ...
В Бразилии довольно много не только по-настоящему крупных городов, где можно полюбоваться ...
Как известно Бразилия славится своей непревзойденной архитектурой, так как многие сооружения ...
Бразилия известна во всем мире не только своим футболом, самбой и великолепной природой. Здесь ...